ТРИ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ Наше сознание — это фильтр, через который проходит весь наш жизненный опыт. ТАМАС Согласно учению Аюрведы, любой опыт, с которым мы сталкиваемся в течение жизни, можно проживать в одном из трех состояний сознания. В первом из них — так называемом состоянии тамаса — преобладают тьма и вялость. - Тот аспект тамастического сознания, который связан с Ватой, проявляется в форме трусости, лживости скрытности, подавленности, саморазрушения, пагубных пристрастий, извращений и склонности к самоубийству. - Аспект Питты проявляется в форме ненависти, мстительности, преступных наклонностей и разрушительных тенденций, обращенных на внешний мир. - Аспект Капхи проявляется в форме тупости, вялости, апатии и бесчувственности. РАДЖАС Человек, которому удалось преодолеть тьму тамаса, попадает в мир активной деятельности — раджаса. Состояние раджаса — это погруженность в иллюзию материального мира и в погоню за удовлетворением желаний. - Жизнь человека, чье эго-сознание принадлежит к Вата-типу и пребывает в раджастическом состоянии, полна сомнений и колебаний, бурной деятельности, раздражающих факторов тревог и волнений, поверхностной болтовни, суеты и потрясений. - Раджастическое сознание Питта-типа склонно к гневливости, гордыне, критичности, властности, большим амбициям, импульсивности манипулированию людьми. - Сознание Капха-типа, пребывающее в состоянии раджаса, стремится к полному контролю над событиями, комфорту и безопасности, а также склонно к чрезмерной привязчивости, жадности, материализму и сентиментальности. Каждый из этих типов деятельности, мышления и эмоционального склада заключает в себе определенные уроки, которые нельзя однозначно назвать «плохими» или «хорошими ». Человек может учиться на любом опыте. Погруженность в материальный мир связана с опасностью принять иллюзию за единственно существующую реальность, однако искренний искатель света обязательно найдет высшее начало. САТТВА Высшим из трех состояний сознания является состояние саттвы. Оно доступно каждому из нас. Более того, именно в нем нам следовало бы проживать всякий опыт, с которым мы сталкиваемся в течение жизни. - Саттвическое сознание Вата-типа способно производить изменения к лучшему и полагать начало новым проектам. Ему присущи энтузиазм и тонкое чувство взаимосвязей между людьми, понятливость и общительность, гибкость, энергичность и мощная целительная сила. - Сознание Питта-типа, пребывающее в состоянии саттвы, характеризуется лидерскими качествами, ясностью мышления, просвещенностью, проницательностью, остротой ума, сердечностью, дружелюбием и независимостью. - Особенно ярко саттвические качества проявляются в характере Капха-типа — спокойного, стабильного, верного, миролюбивого, сострадательного, любящего, заботливого и восприимчивого. По материалам книги "Ароматерапия с позиций Аюрведы" Лайт и Брайена Миллер